Корзина
  • Адвокат Арутюнов Х.Г.
  • Статьи
  • Особенности, позволяющие вернуть автомобиль с неисправностью продавцу или заменить его на новый за пределами 15 дней его использования
Контакты
Адвокат Арутюнов Х.Г.
+79282706820мобильный
+78632706820городской
+78632108866факс
Арутюнов Христофор Георгиевич
РоссияРостовская областьРостов-на-Донуул. Текучева 246, 3-й этаж, офис 9
Карта

Особенности, позволяющие вернуть автомобиль с неисправностью продавцу или заменить его на новый за пределами 15 дней его использования

 Особенности, позволяющие вернуть автомобиль с неисправностью продавцу или заменить его на новый за пределами 15 дней его использования

Закон о защите прав потребителей ограничивает покупателя технически сложного товара в возможностях его возврата или обмена на новый пятнадцатью днями. Указанные дни отсчитываются с момента, когда такой товар (автомобиль) был передан покупателю. Таким образом, покупатель некачественного автомобиля по общему правилу не сможет вернуть свою машину продавцу, если поломка автомобиля (другой недостаток) случится или обнаружит себя за пределами указанного срока.

Однако, все же, закон о защите прав потребителей (Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее по тексту – Закон) предусматривает исключения, позволяющие вернуть автомобиль с поломкой обратно продавцу.

Указанные исключения обязательно необходимо иметь ввиду.  Именно они позволяют автомобилисту не ограничиваться 15-дневным сроком. И, вне зависимости от того, когда ему случится впервые столкнуться с поломкой или другим недостатком автомобиля, выбирать, желает ли он соразмерно уменьшить стоимость машины (и вернуть разницу этой стоимости себе) или все-таки предпочитает вернуть машину с дефектом продавцу (и получить назад всю уплаченную за него стоимость).

Итак, вне зависимости от установленных 15 дней, покупатель технически сложного товара (автомобиля) с недостатком может возвратить автомобиль продавцу или требовать его замены на новый в следующих случаях.

Случай № 1 – недостаток автомобиля является существенным

Первый исключительный случай возникает, когда поломка приобретенного автомобиля является существенным недостатком. То есть то, что расстраивает и огорчает в автомобиле его владельца является или (1) неустранимым недостатком, или (2) недостатком, устранение которого требует несоразмерных расходов или затрат времени, или (3) выявляется неоднократно, или (4) проявляется вновь после его устранения, или (4) является другим подобным недостатком (согласно абзацу 8 преамбулы Закона о защите прав потребителей).

В отношении недостатка, который выявляется неоднократно, примечательна позиция Верховного Суда Российской Федерации. Согласно указанному разъяснению:

- под существенным недостатком технически сложного товара (автомобиля), выявляемым неоднократно, понимаются различные недостатки всего товара, выявленные два и более раза. При этом каждый из указанных недостатков товара в отдельности должен делать товар не соответствующим требованиям, установленным преамбулой Закона (Обзор практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2012 года, пункт 4).

Здесь следует заметить, что преамбула Закона устанавливает требование о безопасности товара, а именно - о безопасности его использования для жизни, здоровья, имущества потребителя.

Таким образом, если в приобретенном автомобиле обнаружился существенный недостаток, то его владелец может требовать возврата стоимости автомобиля или его замены вне зависимости от срока обнаружения данного недостатка (то есть и за пределами 15-дневного срока).

Однако необходимо учитывать, что в отличие от двух других случаев, которые мы раскрываем ниже, существенность недостатка это всегда оценочный критерий. Это означает, что в суде основной спор с автодилером развернется именно в отношении существенности/ несущественности случившейся поломки и последнее слово будет за судьей, рассматривавшим дело. 

Случай № 2 – продавцом автомобиля нарушены сроки устранения недостатка автомобиля

Второй исключительный случай связан со сроком ремонта автомобиля. Этот случай имеет место, когда продавец, устраняя поломку проданной им машины, нарушает оговоренный срок ремонта.

Срок, в течение которого должен быть произведен ремонт (срок устранения недостатка), определяется двумя способами (согласно пункту 1 статьи 20 Закона о защите прав потребителей).

Первый способ – срок ремонта установлен в соглашении (договоре) между продавцом и покупателем. В этом случае покупателю следует внимательно ознакомиться с условиями договора и осознать установленный там срок ремонта (срок устранения недостатка). Здесь важным моментом является то, что данный срок не может превышать 45 дней. Это правило установлено Законом. Соответственно, даже если недобросовестный или просто невнимательный продавец прописал в договоре срок ремонта больший, чем 45 дней, ориентироваться сторонам (покупателю и продавцу) следует все равно на 45 дней.

В случае, если между продавцом и покупателем отсутствует какое-либо соглашение, определяющее срок ремонта (срок устранения недостатка), Закон предписывает определять срок ремонта в минимальный период времени. При этом минимальный период времени для ремонта автомобиля определяется исходя из времени, объективно необходимого для устранения данного недостатка способом, обычно применяемым в подобных случаях. Это и есть второй способ определения срока.

Таким образом, если продавец не справился с недостатком автомобиля в пределах установленного срока, то покупатель этого автомобиля может требовать возврата его стоимости или его замены на новый вне зависимости от того, когда был обнаружен недостаток (то есть и за пределами 15 дней, которые прошли с момента как автомобиль был передан его покупателю).

Случай № 3 – автомобиль, который находится на гарантии, был в ремонте более чем 30 дней

Следующий исключительный случай – автомобиль невозможно было  использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней, так как приходилось неоднократно отдавать его на ремонт для устранения различных недостатков.

Иными словами – период ремонтов, проводимых с некачественным автомобилем, составил в совокупности больше 30 дней и всё это во время действия гарантии на автомобиль.

Последствия этого случая для покупателя такой машины аналогичны предыдущим. Владелец машины дополнительно к требованиям на общих основаниях может также учитывать требования о возврате стоимости такой машины или ее замене на новую.

Перечисленные случаи позволяют вернуть автомобиль с неисправностью или заменить его на новый за пределами 15 дней его использования, и, соответственно, добавляют в арсенал владельца машины с поломкой дополнительное время. Поэтому их следует учитывать наравне с требованиями на общих основаниях.

 

vkontakte facebook twitter